Путешествие на Остров  

Чтобы все написанное ниже читалось и понималось, должен немного рассказать о своей работе. После института я попал по распределению в НИИ, в один из отделов, которые занимались надежностью и ресурсом разных энергетических установок. Ну, сидел себе в комнатенке при испытательном зале, далеко от начальства и в хорошей компании, занимался своими делами, иногда работали :0)
Грянула перестройка, и неожиданно «крыша» нашего НИИ оказалась востребована в системе «Промышленной безопасности потенциально опасных объектов и производств». Ну а я – один из экспертов этой самой системы, езжу по объектам, лазаю в разные жуткие устройства и установки, оцениваю их состояние и возможность их дальнейшего использования.
Дело это грязное, муторное, ответственное и нервное, да к тому же и не такое денежное, как можно было ожидать. Все время надо сдавать экзамены, получать какие-то новые и новые удостоверения…
Одно из немногочисленных преимуществ моей работы - возможность заехать в такие края, куда просто так не попасть. Все из-за того, что НИИ наш работает и с Минобороны тоже, а у них куча всяких объектов по всей стране.

…Бывалые говорят, что нам еще повезло с отлетом: 3 дня по вечерам сидели у телефона, ждали подтверждение отлета, если дадут погоду. На 4-й день к 9 утра собрались на аэродроме, и… вместо 11.00 улетели в 17.00.
Ну а обычно народ приезжает утром, целый день ждет, вечером дают отбой до утра, и надо ехать оттуда, и забирать с собой все шмотки (оставить нельзя, да и негде). Перед нами группа улетала 8 дней, причем началось у них с того, что за час перед ними на взлете упал точно такой же самолет, все погибли… Потом не давали погоды, а один раз им отменили вылет, когда самолет уже катился по рулёжке к ВПП.
Я думал, что в этот глухой край полетит человек 12-15 и полный самолет груза. Угадал я только с грузом (30 тонн), а народу было больше 100 человек, причем человек 20 – женщины, и некоторые с детьми! Хохма в том, что в самолете только 74 откидных сидушки по бортам. Ну, как всегда, отыгрались на солдатиках срочной службы – их загнали на груз, они там улеглись и всю дорогу проспали благополучно. Больше заняться было нечем, т.к. всего 2 иллюминатора на каждый борт, а свет внутри очень тусклый, не почитаешь, так что и я, уткнувшись головой в стоящий напротив ящик, прокемарил 2 часа…
Через некоторое время самолет пошел вниз, и народ стал доставать из сумок одежду: шапки-ушанки, свитера, полушубки, etc. Как я был доволен, что положил поближе зимнюю куртку! Дело в том, что по непонятным мне причинам те, кто отправлял нас, нарисовали совершенно сказочную тамошнюю обстановку. Мол, август там – самое лето, погода хорошая, 10-15 градусов тепла, рыбалка, охота, ягоды… В поселке гостиница хорошая, и даже кафе и ресторан!
Здравый смысл попискивал, конечно, призывая вспомнить сведения из географии, но сказочники-то были люди, неоднократно туда ездившие, и не верить им оснований вроде бы не было.
В общем, географию в школе мы учили не зря, сказкам особо не поверили, и, за исключением «ботиночек на тонкой подошве», одеться по примеру бывалых мы с напарником сумели.
…Раза 4 после выпуска шасси самолет нырял вниз, потом на полном газу подтягивался вперед, потом опять нырял… потом камнем ухнул к земле, плюхнулся и изо всех сил затормозил всеми своими многочисленными «копытами» и всеми четырьмя движками, включенными на реверс тяги… солдатики поехали с мешков, мы все поехали вперед по сидушкам – боковушкам, самых важных офицеров, сидевших на «блатных» местах впереди, сдуло на пол… Это летуны из-за низкой облачности долго не видели полосу, подтягивали самолет, а когда увидели, уже примерно половину ее длины промахнули, вот и пришлось им плюхаться и тормозить со всей «дури», чтобы в тундру не уехать.
…Брюхо самолета медленно открылось, и мы увидели низкое серое небо, черные колотые камни всевозможных размеров (от песка до валунов – это местная почва такая), холмы и небольшие, все из того же черного камня, скалы. Все документы у всех без исключения отобрали еще до того, как мы вышли из самолета. Потом досмотр на предмет наличия фото и видео техники, которую туда строго запрещено привозить, потом народ сел в несколько грузовиков, которые один за другим постепенно разъехались…
А мы остались. Потому что по настоянию все тех же «сказочников» я набрал фототехники, вес которой составлял примерно четверть всего моего груза, и пришлось сдаваться режимщикам. И ни одна @#&^$~ не предупредила, и ни один @*~~#&!!} не подготовил никакой бумаги, чтобы нам разрешили провоз всего этого добра для работы! Пока режимщики все у меня приняли по акту, пока оформили бумаги, чтобы мне всё вернули, когда буду улетать, наш «куратор» преспокойно о нас забыл и уехал со всеми в поселок! Связи нет(!!!), машин нет, да и ехать неизвестно куда… время к ночи… правда, не темнеет… Так, сумерки, и только – отголосок полярного дня. Вокруг пустыня: черные камни, покрытые какой-то желто-зеленой плесенью, никакой растительности (там ее нет просто), одинокое 3-х этажное здание аэропорта с безжизненными, заколоченными фанерой окнами верхних этажей, неподалеку РЛС и на ближних холмах шары антенн дальней связи («яйца мамонта» на местном жаргоне). Надежда только на то, что по приезде в поселок (какой?) наш воин нас хватится и пришлет машину. Но надеждой сыт не будешь, пришлось «партизанить». Подвернувшийся кстати одинокий КАМАЗ был «захвачен», с поселком тоже все быстро прояснилось – пригодный для жизни был в окрестностях только один, остальные брошены и разрушаются. Наконец, едем!
Картина удручает. Кое-где на холмах видны полуразрушенные здания, попадаются гектары свалок какого-то металлолома, вокруг много озер, нигде ни намека на жизнь. КАМАЗ пылит по дороге из того же черного камня… Ветер…
Неожиданно в одном из озер увидели натуральный ледокол – оказалось, это уже не озеро, а дальний залив Баренцева моря, на берегу оказался искомый поселок, и теперь стояла задача найти ночлег. Ту самую гостиницу, которую нам нахваливали. Дежурная полуразрушенной общаги, рядом с которой нас сгрузили, сразу добавила нам оптимизьму и спортивного азарта, заявив, что щас она, конечно, нас приткнет куда-нибудь на ночь, только вот остались комнаты без окон (в смысле, с дырками без стекол и рам в проемах), да и в тех уже по 8-9 человек, и нет больше постельного белья. Но ничего, через пару дней окна вставят, и будет тепло.
На наш вопрос о гостинице был получен ответ, что нас туда даже не пустят, потому как она для генералов и адмиралов. От так от! Ну, на генерала я не тяну, пришлось прикинуться полковником и настойчивыми до угроз расспросами вырвать местонахождение этой генеральской обители («да зачем вам, все равно вас туда не пустят…»). Оказалось, это здание в 50 метрах напротив, точно такое же, только с целыми окнами. Путь до него был усеян многочисленными приключениями: нас взяли в плен («стой, кто идет!»), по причине ночного времени и комендантского часа арестовали, потом по причине нашей «исключительной ценности» освободили, мы познакомились накоротке с большим человеком – начальником службы, ведающей жильем, покомандовали взводом солдатиков-матросиков, таскающих в пресловутую общагу куски кроватей… Короче, мы произвели на нашего нового друга такое неизгладимое впечатление, что он тут же поймал бойца, приказал ему бросить кровать и бегом марш найти дежурную генеральского вертепа («чтоб через три минуты, пока мы дойдем, была на месте и доложила, а иначе я её лишу-…пауза 2-3 секунды…- ВСЕГО!») Угроза лишиться ВСЕГО видимо, подействовала, и вскоре мы оказались в приличном 2-х местном номере с горячими батареями, кухней, ванной, телевизором и т.д.
Немногочисленные местные развлечения сводятся к походам на работу (400 м), в столовую (60 м), в магазин (150 м). Все расстояния – от гостиницы. Ближайшая цель жизни – дождаться обратного самолета (раз в 2 недели, если будет погода). Ресторан – это комнатушка в столовой, где на стенах висят оленьи головы (местный подарок всем приезжающим большим людям). Охота и рыбалка, по рассказам местных, есть, но где-то, куда надо долго лететь на вертолете. И правда, в столовке котлеты из оленины – основное мясное блюдо, я даже в одной нашел расплющенную мясорубкой пулю, взял на память.
Погода характеризуется одним словом – ВЕТЕР. Бывает ветер-2, ветер-3, еще какие-то его разновидности. Дует всегда, все время меняется направление и сила. Дня 3 был дождь с ветром-2, 400 м до работы превращают одежду в пропитанные с наветренной стороны водой тряпки. С подветренной – одежда сухая, как будто только из шкафа. Еще дня 3 был ветер без дождя, но зато такой силы, что летали мелкие камни. На этот случай некоторые местные дамы носят щитки на лице, сделанные из оргстекла. Идет такая леди мимо тебя, и несет с собой звук бьющихся о забрало камней. Прямо инопланетяне. Что удивительно – если удается спрятаться за дом, то без ветра довольно тепло – действительно, градусов 10.
Последние несколько дней, когда работа была сделана, народ находился в состоянии пытки временем…
Ну а мы с напарником как-то пережили дни ожидания в разговорах, чтении книг (неплохой книжный магазин у них), и разных других занятиях, на которые обычно не хватает сил и времени. Я вот, например, купил альбом и цветные карандаши и рисовал, высунув язык, как школьник.
Незадолго до предполагаемого прилета самолета случился природный катаклизм: выглянуло солнце. Совершенно голубое небо, по нему на страшной высоте с дикой скоростью несутся перистые белые облака (как в убыстренной съемке по телеку). Местные говорят, что такое бывает всего несколько дней за год. Видимо, настолько сильное желание улететь было у всех тех людей, которые полтора месяца до этого сидели там и готовили нам фронт работ, что это подействовало на погоду.
И вот, через 3 часа полета, я снова в Москве, которая показалась буквально джунглями – столько листвы, растительности… На обычные московские тополя и липы смотришь, как на пальмы и баобабы.
…А какая-то частичка меня осталась там, в этих безжизненных черных камнях, покрытых зеленой плесенью…


Назад
На главную



Hosted by uCoz